Фонд Русское либеральное наследие

Владимиру Кантору – 70!
30.03.2015

Владимиру Кантору – 70!Нашему дорогому другу, члену Совета Фонда «Русское либеральное наследие», признанному в России и за рубежом историку русской мысли и писателю – современному классику литературы – Владимиру Карловичу Кантору сегодня исполняется 70 лет! Что можно пожелать большому Другу, который гордится тем, что родился в год Победы? Только новых творческих побед, не знающих поражений, здоровья, чтобы иметь силы сражаться на интеллектуальном фронте, бодрости духа, чтобы созидать и искать истину, покоя душе, чтобы созерцать и быть в ладу с самим собой! Мы, Совет Фонда, Ваши друзья, искренне поздравляем Вас и с гордостью публикуем впечатляющий том Вашей библиографии, свидетельствующей об огромной работе за полвека активной научно-творческой жизни! Так держать!


Предисловие О.А. Жуковой к Библиографии В.К. Кантора
Библиография В.К. Кантора (1965-2015)

Предисловие к Библиографии В.К. Кантора

Владимир Кантор часто говорит о себе, что живет «на два дома» литературы и философии. Эта запоминающаяся метафора, восходящая к биографической повести с одноименным названием, опубликованной в 1985 году, по сути, определяет творческую программу российского философа и писателя, чьи научные и литературные труды по праву заняли место современной классики. Имя Владимира Карловича Кантора, включенное во Франции в число 25 крупнейших мыслителей мира, давно знакомо философам и литературоведам в России и за ее пределами. Еще в середине семидесятых он заявил о себе как о серьезном исследователе русской философской мысли и литературы, нарушив идеологический «этикет» советской эстетики. Два духовных полюса русской культуры - Достоевский и Чернышевский - стали, своего рода, моральным и интеллектуальным камертоном многолетних научных изысканий В. Кантора, посвященных русской философии культуры, пронизанной метафизическими смыслами и глубочайшими прозрениями духа, и русской истории, полной драматических сюжетов и подлинных социальных трагедий, выпавших на долю народа и его гениальных авторов.

Литературоцентричность русской культуры и философичность русской литературы – вот та почва, которая взращивает особый тип интеллектуально-творческой традиции – тип философа-художника, предъявляющего Слово-образ как Слово-истину. На пересечении философии и литературы современный Автор пытается удержать метафизические смыслы русской классической культуры, которая сегодня если не распылена окончательно в информационном пространстве, то отодвинута на периферию духовных «потребностей». Не является ли такая упорная каждодневная умственная работа ученого, писателя и университетского профессора, безнадежным делом в эпоху «распада связи времен» всеобщего разрушения духовных традиций и элементарного нравственного порядка, переписывания кодов и архетипов национальных культур, «деконструкции» христианской онтологии свободы и ценности личности? Вопрос звучит почти по-гамлетовски и становится вопросом моральной самоидентификации самого философа.

У человека гуманитарной культуры нет никакого иного оружия, кроме его ума, совести и нравственной воли. Это оружие он выбирает сам, подтверждая, что настоящее творчество всегда является миссией. Русская культура дала высокие образцы подобного нравственно ответственного творчества, соединяющего критическую трезвость философского ума и чуткость художественного видения окружающего мира, подчеркивающего позицию не стороннего наблюдателя, но включенного в драматизм происходящих событий свидетеля. В диалоге со Степуном, одним из любимых В. Кантором русских интеллектуалов, современный классик отвечает настоящему словом просвещения и критической рефлексии, за которым прочитывается традиция русской культуры с ее стремлением к идеалу – к слову правды-истины и правды-справедливости, правды-красоты и правды-совершенства.

Собственно, вокруг этих сюжетов строится философское творчество В.К. Кантора, в котором доминирует одна тема – русская культурная история в многообразии нравственных исканий, интеллектуальных коллизий и социальных проблем. В духе следования традиции русского психологического реализма можно понять и авторский стиль художественной прозы. Писатель Кантор наделяет своих героев биографическими чертами в общем остросоциальном замысле произведения. Судьбы героев его романов, повестей и рассказов – это способ осмыслить время. Авторская речь - это сублимированная история нашей современности - позднесоветской и российской. Глубоко символичным видится развитие такой авторской духовно-интеллектуальной программы, в которой соединяется слово художественной правды и философская критика исторического опыта Российской цивилизации.

Как представляется, научное и философское творчество нашего юбиляра, признанное коллегами по цеху, художественными критиками, его учениками, имеющее большой круг поклонников и искренних почитателей, говорит о главном – о востребованности таланта ученого и писателя, педагога-исследователя, включенного в актуальную повседневность бытия и передающего нам свой опыт постижения и переживания реальности культуры и истории.

С днем рождения, дорогой Владимир Карлович!

О.А. Жукова
профессор НИУ ВШЭ,
вице-президент Фонда «Русское либеральное наследие»

Вернуться в раздел