Фонд Русское либеральное наследие

«Семь свобод», или «Борьба за Логос» Владимира Эрна: от христианского социализма к христианскому либерализму. К столетию со дня кончины
12.05.2017

«Семь свобод», или «Борьба за Логос» Владимира Эрна: от христианского социализма к христианскому либерализму. К столетию со дня кончины12 мая 2017 г. Фонд «Русское либеральное наследие» вспоминает выдающегося русского философа Владимира Францевича Эрна (5/17 августа 1882, Тифлис – 29 апреля/12 мая 1917, Москва). К 100-летней годовщине со дня смерти Эрна члены Фонда посетили могилу философа на Новодевичьем кладбище. 11 мая была проведена панихида в церкви Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря.

В.Ф. Эрн занимает особое место в плеяде великих мыслителей и публицистов начала ХХ века. Одаренный ученик и участник семинаров С.Н. Трубецкого, один из основателей и активистов Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, Эрн выступил как наследник и продолжатель соловьевской традиции, явив собой подлинный образец русского европеиста. Он искал путь единства для России и Европы, воплощая в своем творчестве ценности европейского модерна, научную рациональность, духовное и эстетическое многообразие русской и европейской культуры.

Обладая темпераментом бойца, на волне революционных событий 1905-1907 гг. Владимир Эрн вместе с Валентином Свенцицким и Сергеем Булгаковым создал «Христианское братство борьбы», призванное содействовать политическому и церковному обновлению русского общества. В программной статье «Семь свобод» (1906) Эрн сформулировал политические принципы христианского социализма, настаивая на духовных и социально-политических правах личности, включающих свободу совести, печати, собраний. Апеллируя к Св. Писанию как онтологической основе личной и политической свободы, Эрн воспроизводил аргументацию классиков либеральной мысли. Эволюция философско-политических взглядов Эрна от христианского социализма к христианскому либерализму была замечена и оценена П.Б. Струве. Оставаясь в идеологическом формате либерального славянофильства, Эрн предложил оригинальный проект интеллектуально-творческого синтеза философских традиций Европы и России, что по многим основаниям сблизило его с идейным лидером русских культурных либералов Петром Струве. Показателен факт, что Струве пригласил Эрна принять участие в работе нового периодического издания «Русская свобода» (1917).

Ранняя смерть не позволила В.Ф. Эрну в полной мере осуществить важные творческие замыслы, и в трудах историков русской мысли, прежде всего, В.В. Зеньковского и Н.О. Лосского, он характеризуется более как даровитый публицист и полемист. Следует признать, что обвинения оппонентов в пристрастии к «старому славянофильству», данные в пылу публичной полемики, в значительной мере повлияли на восприятие идей Эрна, как современниками, так и историками русской философии. Поэтому выявить христианско-либеральную интенцию мысли выдающегося русского интеллектуала и одновременно дать новую интерпретацию идейного наследия Владимира Эрна в контексте истории русской общественной и религиозной мысли сегодня представляется крайне важным.

О.А. Жукова. Логос и Ratio: Владимир Эрн как исследователь европейской мысли // Философские науки, 2016, № 2. С. 74-88.

О.А. Жукова. Идейная борьба в русских интеллектуальных журналах начала XX века: В.Ф. Эрн как мыслитель и полемист // История философии в формате статьи. М., 2016. С. 151-168.

Вернуться в раздел